Что такое ABC-анализ
ABC-анализ - это метод классификации ресурсов компании на основе их вклада в общий результат (например, прибыль или выручку), применяющий принцип Парето для определения приоритетов.
При проведении ABC-анализа наиболее часто выделяется три группы товаров, исходя из их доли в общем доходе:
- Группа A: Товары, обеспечивающие наибольшую долю выручки или прибыли (80% общего дохода).
- Группа B: Среднее значение по значимости товаров (15%).
- Группа C: Менее важные товары, дающие небольшую долю доходов (5%).
Применение
ABC-анализ широко используется компаниями для решения ряда ключевых задач управления бизнесом.
-
Оптимизация ассортимента
Определение товаров, которые приносят наибольшую прибыль, и исключение тех позиций, которые являются нерентабельными. -
Сосредоточение ресурсов на самых прибыльных позициях
Фокусировка усилий на товарах, генерирующих основную долю прибыли, что позволяет максимизировать доходы и повысить эффективность распределения ресурсов. -
Повышение эффективности бизнеса.
Улучшение процессов закупки, хранения и продвижения продукции путем выявления и устранения неэффективных элементов бизнес-процессов.
Использование ABC-анализа позволяет предприятиям принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение конкурентоспособности и устойчивости бизнеса.
Как провести ABC-анализ в AW BI
Предположим, у нас есть задача проанализировать структуру ассортимента компании и выявить товары, существенно влияющие на её общие показатели (доходы, прибыль). Необходимо определить ключевые позиции, на которых стоит сосредоточиться, и принять меры по оптимизации ассортимента.
В данном случае нашими основными показателями станут стоимость продаж отдельных товаров и процент их вклада в совокупную выручку компании.
Описание тестового датасэта
Данные включают строки, каждая из которых описывает продажу определенного продукта за фиксированную дату.
- Дата (
[data]
)
Дата продажи товара. - Товар (
[tovar]
)
Перечислены конкретные наименования проданных товаров. - Количество (
[kolicestvo]
)
Рассчитано количество проданного товара за указанную дату. - Цена (
[cena]
)
Указана стоимость единицы товара.
Переменные
Создадим расчетную переменную, высчитывающую общую сумму выручки всех товаров.
- Общая сумма (
[sum_all]
)
sum([kolicestvo]*[cena])
Расчетные агрегаты
Перейдем к созданию расчетных агрегатов.
-
Выручка по товару
Подсчитаем выручку каждого товара
SUM([kolicestvo]*[cena])
-
Процент выручки
Рассчитаем, какой вклад был у каждого товара в общую выручку
SUM([kolicestvo]*[cena]) / [sum_all] * 100
-
Накопленная выручка
Накопленную выручку нужно рассчитать для того, чтобы отобразить постепенный вклад в общую выручку каждого товара
RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC)
-
Накопленный процент выручки
Рассчитаем процентное отношение вклада в общую выручку каждого товара
RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100
-
Группа
Выделим группы A, B, C для определения категорий товаров
IF (RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100) <= 80 THEN 'A' ELSEIF (RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100) > 80 AND (RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100) <= 95 THEN 'B' ELSE 'C' END
Каждый расчетный агрегат независим от другого расчетного агрегата; таким образом, для более быстрого создания таблицы ABC-анализа потребуется только переменная “Общая сумма” и расчетный агрегат “Группа”.
Структура
Переходим к созданию визуализации. В раздел Группы добавим столбец Товар, в раздел Агрегаты добавим все созданные нами расчетные агрегаты.
Для сортировки использован расчетный агрегат “Процент выручки”, сортировка указана “По убыванию”.
Вывод
- Группа A:
- Кофе растворимый
- Яблоки свежие
- Печенье
- Чай черный
- Молоко
- Сок апельсиновый
- Макароны
Эти продукты требуют особого внимания, поскольку они обеспечивают основную прибыль компании.
- Группа B:
- Масло подсолнечное
- Сахар-песок
Для продуктов группы B также важно следить за запасами и поставками, однако уровень контроля может быть ниже, чем для группы A.
- Группа C:
Последняя категория представлена одним продуктом:
- Хлеб белый
Этот продукт обеспечивает наименьшую долю выручки и требует минимального уровня контроля запасов и поставок.
Ссылка на пример в AW BI
Посмотреть демо-виджет можно по ссылке