ABC-анализ в AW BI

Что такое ABC-анализ

ABC-анализ - это метод классификации ресурсов компании на основе их вклада в общий результат (например, прибыль или выручку), применяющий принцип Парето для определения приоритетов.

При проведении ABC-анализа наиболее часто выделяется три группы товаров, исходя из их доли в общем доходе:

  1. Группа A: Товары, обеспечивающие наибольшую долю выручки или прибыли (80% общего дохода).
  2. Группа B: Среднее значение по значимости товаров (15%).
  3. Группа C: Менее важные товары, дающие небольшую долю доходов (5%).

Применение

ABC-анализ широко используется компаниями для решения ряда ключевых задач управления бизнесом.

  1. Оптимизация ассортимента
    Определение товаров, которые приносят наибольшую прибыль, и исключение тех позиций, которые являются нерентабельными.

  2. Сосредоточение ресурсов на самых прибыльных позициях
    Фокусировка усилий на товарах, генерирующих основную долю прибыли, что позволяет максимизировать доходы и повысить эффективность распределения ресурсов.

  3. Повышение эффективности бизнеса.
    Улучшение процессов закупки, хранения и продвижения продукции путем выявления и устранения неэффективных элементов бизнес-процессов.

Использование ABC-анализа позволяет предприятиям принимать обоснованные управленческие решения, направленные на повышение конкурентоспособности и устойчивости бизнеса.

Как провести ABC-анализ в AW BI

Предположим, у нас есть задача проанализировать структуру ассортимента компании и выявить товары, существенно влияющие на её общие показатели (доходы, прибыль). Необходимо определить ключевые позиции, на которых стоит сосредоточиться, и принять меры по оптимизации ассортимента.

В данном случае нашими основными показателями станут стоимость продаж отдельных товаров и процент их вклада в совокупную выручку компании.

Описание тестового датасэта

Данные включают строки, каждая из которых описывает продажу определенного продукта за фиксированную дату.

  1. Дата ([data])
    Дата продажи товара.
  2. Товар ([tovar])
    Перечислены конкретные наименования проданных товаров.
  3. Количество ([kolicestvo])
    Рассчитано количество проданного товара за указанную дату.
  4. Цена ([cena])
    Указана стоимость единицы товара.

Переменные

Создадим расчетную переменную, высчитывающую общую сумму выручки всех товаров.

  1. Общая сумма ([sum_all])
    sum([kolicestvo]*[cena])

image

Расчетные агрегаты

Перейдем к созданию расчетных агрегатов.

  1. Выручка по товару
    Подсчитаем выручку каждого товара
    SUM([kolicestvo]*[cena])

  2. Процент выручки
    Рассчитаем, какой вклад был у каждого товара в общую выручку
    SUM([kolicestvo]*[cena]) / [sum_all] * 100

  3. Накопленная выручка
    Накопленную выручку нужно рассчитать для того, чтобы отобразить постепенный вклад в общую выручку каждого товара
    RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC)

  4. Накопленный процент выручки
    Рассчитаем процентное отношение вклада в общую выручку каждого товара
    RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100

  5. Группа
    Выделим группы A, B, C для определения категорий товаров
    IF (RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100) <= 80 THEN 'A' ELSEIF (RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100) > 80 AND (RSUM(SUM([kolicestvo]*[cena]) TOTAL ORDER BY SUM([kolicestvo]*[cena]) DESC) / [sum_all] * 100) <= 95 THEN 'B' ELSE 'C' END

image
Каждый расчетный агрегат независим от другого расчетного агрегата; таким образом, для более быстрого создания таблицы ABC-анализа потребуется только переменная “Общая сумма” и расчетный агрегат “Группа”.

Структура

Переходим к созданию визуализации. В раздел Группы добавим столбец Товар, в раздел Агрегаты добавим все созданные нами расчетные агрегаты.

image

Для сортировки использован расчетный агрегат “Процент выручки”, сортировка указана “По убыванию”.

Вывод

  • Группа A:
  1. Кофе растворимый
  2. Яблоки свежие
  3. Печенье
  4. Чай черный
  5. Молоко
  6. Сок апельсиновый
  7. Макароны

Эти продукты требуют особого внимания, поскольку они обеспечивают основную прибыль компании.

  • Группа B:
  1. Масло подсолнечное
  2. Сахар-песок

Для продуктов группы B также важно следить за запасами и поставками, однако уровень контроля может быть ниже, чем для группы A.

  • Группа C:

Последняя категория представлена одним продуктом:

  1. Хлеб белый

Этот продукт обеспечивает наименьшую долю выручки и требует минимального уровня контроля запасов и поставок.

Ссылка на пример в AW BI

Посмотреть демо-виджет можно по ссылке