Когортный анализ в AW BI

Что такое когортный анализ?

На данный момент существует большое количество решений по анализу поведения аудитории. Когортный анализ одно из таких решений.

В этой статье мы разберём, как в AW BI проанализировать покупателей, совершивших первую покупку в определённый месяц, и оценить влияние маркетинговых акций на их удержание.

Когортный анализ — это метод анализа данных, который изучает поведение групп объектов (когорт), объединённых общим признаком или временным периодом.

Когорта — группа пользователей, клиентов или других объектов, которые совершили определённое действие в один и тот же период (например, сделали первую покупку в январе 2025 года).

Этот метод помогает:

  • Оценить удержание клиентов (какая доля пользователей возвращается).
  • Измерить эффективность маркетинговых кампаний (какие акции привлекли больше лояльных клиентов).
  • Выявить закономерности поведения (как часто клиенты совершают повторные покупки).
  • Сравнить разные группы пользователей (например, клиенты из разных каналов привлечения).

Результаты когортного анализа позволяют определить, насколько принятые решения были эффективны, увидеть отложенный эффект от маркетинговых активностей.

Как провести когортный анализ в AW BI

1. Определяем, какой именно показатель будем анализировать

Предположим у нас есть задача проанализировать поведение покупателей, совершивших первую покупку в определённый месяц, и оценить эффективность маркетинговых акций в последующие месяцы, направленные на возвращение покупателей и совершение ими повторных покупок.

В таком случае нашими показателями будут количество повторных покупок клиентов и % повторных покупок.

2. Определение когорт

Выбор критериев, по которым будет формироваться когорта (дата регистрации, первый заказ, источник трафика и т.д.).

Для данного исследования мы выделяем когорты на основе месяца совершения первой покупки. Такой подход позволяет:

  1. Группировать покупателей по временным периодам их первого взаимодействия с продуктом
  2. Отслеживать динамику поведения после начальной транзакции
  3. Оценивать эффективность удержания клиентов на разных этапах

Такой анализ особенно ценен для оценки долгосрочного эффекта от маркетинговых кампаний и выявления сезонных закономерностей в покупательском поведении.

3. Выбор временного интервала

Определяем периоды времени для анализа поведения когорт (день, неделя, месяц и т.д.).

В нашем примере мы анализируем когорты по месяцам.

4. Подготовка данных

У нас есть исходные данные в источнике:

  • id_polzovatela — уникальный ID покупателя.
  • buy_date — дата покупки.

На базе источника была создана модель данных, которую дополнили следующими вычисляемыми полями, которые понадобятся на этапе создания виджета:

Поле Формула Описание
first_buy_date min(buy_date) over (partition by id_polzovatela) Дата первой покупки пользователя
m_y_first_buy concat(month(min(buy_date) over (partition by id_polzovatela)), ‘.’, year(min(buy_date) over (partition by id_polzovatela))) Месяц и год первой покупки (когорта)
months case when extract(month from first_buy_date) = extract(month from buy_date) and extract(year from first_buy_date) = extract(year from buy_date) then ‘Месяц 0’ else concat('Месяц ', abs(extract(year from buy_date)*12 + extract(month from buy_date) - (extract(year from first_buy_date)*12 + extract(month from first_buy_date))))end Определяем временные интервалы, на основе которых будем оценивать созданные когорты
sort_x case when extract(month from first_buy_date) = extract(month from buy_date) and extract(year from first_buy_date) = extract(year from buy_date) then ‘00’ else right(‘00’ Данное вычисляемое поле создано для сортировки временных интервалов

где
Ø concat() – это функция, предназначенная для объединения двух или нескольких строковых значений в одну строку
Ø функция extract() служит для извлечения отдельных компонентов из временной метки

Результат

5. Визуализация данных

3_2

Выбираем тип виджета «Сводная таблица».

Для визуализации когортного анализа будут использоваться расчетный агрегат, переменные (для выбора типа расчета, проценты или штуки, и расчета процентного анализа).

Структура виджета следующая:

  1. Строки: Месяц и год первой покупки (когорты).
  2. Столбцы: Месяцы (временные интервалы).
  3. Переменные:

Нужно создать переменные, которые в последующих расчетах помогут подсчитать процент повторных покупок. Для этого создадим переменные 1.2025-7.2025. Также, нам нужна переменная для переключения типа расчетов между штуками и процентами.

Алиас Наименование Тип данных Тип переменной Вид расчетов Описание
1.2025 period_1 Число(целое) Расчетная COUNT_IF([id_polzovatela], [calc__m_y_first_buy] = ‘1.2025’ and [calc__months] = ‘Месяц 0’) Расчет начального показателя покупок для подсчета процентов за 1.2025
2.2025 period_2 Число(целое) Расчетная COUNT_IF([id_polzovatela], [calc__m_y_first_buy] = ‘2.2025’ and [calc__months] = ‘Месяц 0’) Расчет начального показателя покупок для подсчета процентов за 2.2025
3.2025 period_3 Число(целое) Расчетная COUNT_IF([id_polzovatela], [calc__m_y_first_buy] = ‘3.2025’ and [calc__months] = ‘Месяц 0’) Расчет начального показателя покупок для подсчета процентов за 3.2025
4.2025 period_4 Число(целое) Расчетная COUNT_IF([id_polzovatela], [calc__m_y_first_buy] = ‘4.2025’ and [calc__months] = ‘Месяц 0’) Расчет начального показателя покупок для подсчета процентов за 4.2025
5.2025 period_5 Число(целое) Расчетная COUNT_IF([id_polzovatela], [calc__m_y_first_buy] = ‘5.2025’ and [calc__months] = ‘Месяц 0’) Расчет начального показателя покупок для подсчета процентов за 5.2025
6.2025 period_6 Число(целое) Расчетная COUNT_IF([id_polzovatela], [calc__m_y_first_buy] = ‘6.2025’ and [calc__months] = ‘Месяц 0’) Расчет начального показателя покупок для подсчета процентов за 6.2025
7.2025 period_7 Число(целое) Расчетная COUNT_IF([id_polzovatela], [calc__m_y_first_buy] = ‘7.2025’ and [calc__months] = ‘Месяц 0’) Расчет начального показателя покупок для подсчета процентов за 1.2025
Повторные покупки tab Строка Редактируемая Тип отображения: Список. Получение значений: Ручной ввод. Значения:в %в штуках Переменная нужна для выбора типа расчета (проценты или штуки)

4.Расчетные агрегаты:
Расчетны агрегат для подсчета повторных покупок в штуках и в процентах использует следующую формулу:

IF [tab] = 'в штуках' THEN
STR(COUNT([id_polzovatela]))
ELSEIF [tab] = 'в %' THEN
    STR(ROUND(
            (COUNT([id_polzovatela]) / 
                INT(
                        ANY
                        (
                        CASE [calc__m_y_first_buy]
                        WHEN '1.2025' THEN STR([period_1])
                        WHEN '2.2025' THEN STR([period_2])
                        WHEN '3.2025' THEN STR([period_3])
                        WHEN '4.2025' THEN STR([period_4])
                        WHEN '5.2025' THEN STR([period_5])
                        WHEN '6.2025' THEN STR([period_6])
                        WHEN '7.2025' THEN STR([period_7])
                        ELSE '1'  
                        END
                        )
                    )
            )*100,2)
        )
ELSE
    '0'
END
  1. Скрытые поля для сортировки:
    · Дата покупки - сортировка по возрастанию, уровень группировки: Месяц и год первой покупки
    · Сортировка по Х - сортировка по возрастанию, уровень группировки: Месяцы

Настройка визуализации

  • Форматирование:
    Форматирование применяется для расчетного агрегата Покупки. Во вкладке Форматирование, под строкой Агрегаты выберете «Добавить группу», тип форматирования: гистограмма, вид: градиент по столбцу без индикатора. Кнопка «Добавить цвет» позволит добавить новый слот окрашивания.
    4

6. Анализ результатов:
На основании данных когортного анализа можно наблюдать следующие закономерности:

  1. Для когорты марта 2025 года на 4-й месяц после первой покупки и для когорты апреля 2025 года на 3-й месяц (июль 2025) зафиксирован значительный рост повторных покупок. Показатель повторных покупок превысил значения предыдущих месяцев
  2. Выявленная динамика позволяет сделать следующие выводы:
    Маркетинговая кампания, проведенная в июле 2025 года, продемонстрировала высокую эффективность и реализованные в этот период рекламные активности успешно стимулировали клиентов к повторным покупкам.

Совет: Для углублённого анализа добавьте фильтры по каналам привлечения или категориям товаров.

Пример выше можно посмотреть и клонировать для использования на собственных данных по ссылке.

3 лайка